Гамид Магомедов,
доцент кафедры журналистики Дагестанского госуниверситета,
|
|
Магомед Гаджиев,
научный сотрудник Дагестанского Научного центра РАН
|
|
Русскоязычные газеты Дагестана
республиканской прессе Дагестана постоянно имеют место рассуждения о значении средств массовой информации как четвертой власти. В то же время практически отсутствуют материалы, анализирующую ситуацию на газетном рынке. Восполнению этого пробела и посвящена данная статья.
Для анализа сложившейся ситуации нами были выбраны республиканские русскоязычные газеты в количестве 41 названий, издаваемые в Дагестане или имеющие прямое отношение к республике. К последним мы отнесли "МК в Дагестане" и "Северный Кавказ". Охватить все остальные районные, городские и газеты, издаваемые на национальных языках, представляет известную трудность в связи с необходимостью знания языков, на которых они выходят.
Статистический анализ газет проводился по следующим показателям: тип газеты, год учреждения, тираж, цена номера, доля на рынке, оформление, содержание. Последние два показателя оценивали по 5-балльной системе. Причем по содержанию, оценку среднего показателя выводили по шести составляющим: новости, аналитическому, художественному, справочному, развлекательному, рекламному материалам. Между парами показателей определяли корреляционные связи.
В особую группу основных газет мы включили самые популярные еженедельники и "Дагестанскую правду".
В связи с реальным присутствием в России и Дагестане многих элементов рынка, происходит постоянное изменение его структуры. Одни газеты перестают выпускаться по разным причинам - "Дагестан", "Маджлис", "Эхо Дагестана", "Трибуна", "Боевые искусства", "Диалог", "Клуб Караван", "Путь ислама", "Новый век", "Наше время", "Другое небо", "АиФ Дагестан", "Новый день". Другие появляются, порой с самыми экзотическими названиями: "Дионисий", "Наследие", "Новый день Дагестан", "Праведная мысль" ("Логос"), "Новый импульс", "ХХI век", "Дилетант", "Прибой-Express", "Снабженец". Из перечисленных газет 9 появились в течение минувшего года. Годом раньше стали выходить также ежемесячная общественно-политическая газета "Дагестанское общество", издаваемая при поддержке Фонда Сороса, и "Литературный Дагестан" - четырехполосная газета Союза писателей Дагестана, издаваемая форматом А2, как двухнедельное приложение к "Дагестанской правде". Первая газета, издаваемая с приложением "Невидимые люди", оставляет приятное впечатление, как в оформительском, так и в содержательном смыслах. Появление "Литературного Дагестана" - долгожданный и приятный подарок правительства республики Союзу писателей РД, приуроченный к Х съезду писателей Дагестана. Будем надеяться, что через некоторое время газета все же отделится от "Дагестанской правды", и с 96 страницами формата А4 станет лицензированным ежемесячным журналом СП РД под прежним названием "Литературный Дагестан". Поэты и писатели Дагестана давно это заслужили. В целом структура рынка русскоязычных республиканских газет по году регистрации такова: газеты до 90 года - 4 издания; 1990-91 гг. - 6; 1992-93 гг. - 2; 1994-95 гг. - 3; 1996-97 гг. - 3; 1998-99 гг. - 7; 2000-02 гг. - 12.
Почти все газеты страдают разнообразием шрифтов и по размерам и по типам. Еще в старых газетах можно заметить, как редакторы пытались использовать каждый кв. см. площади издания. Работал принцип «как можно больше информации в номер!». А сегодня, чаще всего "подвальные" пустоты полос заполняют разнообразием шрифтов и гарнитур, а также добавлением "спасительных" фотографий. В этом смысле лучше других оформляет полосы «Молодежь Дагестана». Образцами лучших газет по дизайну можно считать: из коммерческих - "Финансовые известия", из общественно-политических - "Независимую газету". Одним из важнейших параметров газеты является тираж, который многие редакторы предпочитают не афишировать, либо для привлечения большего количества покупателей и рекламодателей приводят завышенные во много раз показатели. Тираж влияет на покупателей, но более значимы для газеты факторы качества содержания и оформления, правильный маркетинг. Лидером по тиражу выступают такие еженедельники как "Новое дело", "Махачкалинские известия", и "Дагестанская правда" с тиражами соответственно 22363, 19000 и 14034. Однако, при учете пяти ежедневных номеров (за неделю), государственная "Дагестанская правда" имеет общий тираж 70170 экземпляров.
Статистика распределения по количеству и площади полос выглядит так:
- в формате А4 издаются 4 восьмиполосные и 3 шестнадцатиполосные газеты;
- в формате А3 – 3 четырехполосные, 9 восьмиполосных, 11 шестнадцатиполосных, 2 газеты объемом по 24 полосы и 2 – по 32;
- в формате А2 – 2 четырехполосные и одна двенадцатиполосная.
Распределение газет по цене одного номера следующее: 1,5 рубля стоят 6 изданий (подписные цены); 2 р. - 7; 2,5 р. - 1 (подписная цена); 3 р. - 15; 4 р. - 3; 5 р. - 7; 7 р. - 1.
Как видно, чаще всех встречается цена 3 рубля за 1 экземпляр газеты. Только цветное, хорошо иллюстрированное издание "ДагПресс-Инфо" стоит 7 рублей. Наблюдается и такая тенденция, когда новая газета продается по завышенной цене с целью вернуть затраченные финансы на ее издание. Это неверный путь, так как цена нового издания должна быть ниже на 30-40 процентов по сравнению со стоимостью номера конкурентного издания. Это так называемая цена за внедрение нового товара на рынок. Средний балл газет по оформлению в этом году составляет 4,1. По сравнению с результатами исследования аналогичного показателя в 1998 году, который равнялся 3,8, он возрос. При этом 12 газетам мы дали оценку 5 баллов. Приходится сожалеть о том, что на красочных страницах "ДагПресс-Инфо" почти не находится места для дагестанских звезд. Их немало, и они достойны такой почести.
Оценки по шести составляющим содержания таковы: новостная информация - 4,2; аналитическая - 4,4; художественная - 4,4; справочная - 4,3; развлекательная - 4; рекламная - 4. Средний балл по содержанию получился - 4.2.
По типу преимущественной ориентации газеты наиболее отражающие сложившуюся ситуацию, распределились следующим образом: государственные 1 газета; профессиональные 11; универсальные 10; рекламные 6; мусульманские 3; политические 3; региональные 2; развлекательные 2; литературная 1.
По классификации, принятой в "Роспечати", другая картина: общество, политика, культура 16 газет; экономика, бизнес, право, образование - 9; спорт, отдых, увлечение - 2; здравоохранение и медицина - 2; для детей -1 (специальные детские страницы печатают еще 10 газет); для молодых и не только - 1; техника, компьютеры, технологии - 0; универсальные газеты - 10.
Вызывает особую тревогу тот факт, что при столь стремительной информатизации общества (тенденции глобальной), на рынке Дагестана только одна газета - «Дагестанская правда» имеет электронную версию ( www.dagpravda.ru). В короткий промежуток времени в Интернете были представлены газеты «Махачкалинские известия» (www.mi.datacom.ru), «Молодежь Дагестана» (www.moldag.datacom.ru), отсутствует журнал по информатике (техника, компьютеры, технологии). И это при том, что выпуск специалистов, связанных с информатикой, в республике поставлен на поток, а всемирной сетью Интернет пользуются многие тысячи пользователей в республике (в Махачкале 4% населения является пользователями Интернет, тогда как в среднем по стране их менее 2%). За рубежом информатика - самая преуспевающая область экономики, бизнеса. И рынок этот обширный, порядка триллиона долларов. Такое упущение нельзя оправдывать никакими "положительными причинами".
Представляется важным для читателей ежемесячная подача в газетах сведений, представляемых в виде графиков, о ходе изменения основных показателей развития Дагестана. Эта информация не менее важна, чем данные о курсе доллара. Ибо у читателей будет возможность отслеживать по этим показателям ход социально-экономических перемен нашей жизни.
Проведенный корреляционный анализ зависимостей пар показателей газет позволил выявить наличие следующих небанальных, значимых для редакторов, и заметных по силе, закономерностей: чем меньше рекламы, больше новостей, выше качество оформления, позднее год учреждения, больше полос в газете, тем больше доля рынка, занимаемая газетой.
В группу основных газет мы включили ежедневную "Дагестанскую правду" и четыре универсальных еженедельника "Новое дело", "Молодежь Дагестана", "Махачкалинские известия" и "Дагестанскую панораму". Газета "Дагестанская правда" занимает особое положение среди нашей газетной выборки. Являясь единственным государственным изданием, она к тому же и самая старая, издаваемая еще с 1918 года. Газета имеет богатый опыт и хорошее финансовое обеспечение. Большим минусом газеты можно рассматривать накопленные ранее опыт и знания, которые превращаются в некие догмы обкомовского толка. Отсюда ее неповоротливость, инертность. Единственная ежедневная и государственная газета выходит официально пять раз в неделю, кроме понедельника и воскресенья. С начала июля газета получила от правительства задание выпустить двухнедельное приложение "Литературный Дагестан" с материалами Союза писателей Дагестана. С учетом этого приложения еженедельный объем газеты составляет 23 полосу формата А2 (или 46 полос А3) в неделю, тем самым занимает лидирующее положение, потеснив «Новое Дело» с ее 32 полосами на второе место. «Дагестанская правда» - лидер и по общему еженедельному тиражу, как отмечалось выше.
"Новое дело" основал Д. Ахмедханов в 1990 году при поддержке банка "Дагестанновация". Он сумел привить высокий профессионализм коллективу журналистов, придать газете коммерческую направленность, что привело к необычайной популярности этого издания. Тому в немалой степени способствовали художественные и политические материалы самого Д. Ахмедханова, С. Расулова, А. Соловьева, спортивная страница М. Канаева и рисунки Т. Курбаналиева. Газета информационно поддерживала первую, и продолжает поддерживать второе кругосветные плавания отважного мореплавателя Е. Гвоздева. Жаль все же, что газета не постаралась, чтобы по достоинству оценили этого героя республики и наградили правительственными наградами, чтобы о нем знала вся страна, или чтобы посодействовали написанию книги его впечатлений о полном приключений и опасностей одиночном кругосветном плавании на маленькой яхте "Лена". Ранее газета печатала нестандартные письма читателей (идеи!) в рубрике "Гайд-парк". Еще одна особенность НД состоит в том, что она значительное место она уделяет публикации рекламы (25 - 30% по площади). Общеизвестно, что чем популярнее издание, тем больше в нем рекламы. Это еще и дополнительные рабочие места. (Например, в США в рекламных отделах занято СМИ почти 200 000 человек). Однако у нас пока еще этот сегмент рынка прессы освоен недостаточно.
Частота включения шести основных разделов содержания по пяти главным газетам с учетом данных по тиражу следующая, в %: новости - 14; аналитический раздел - 31; художественный - 7; справочный - 17; развлекательный - 14; рекламный - 18.
В заключение хотелось бы рекомендовать контролирующим органам за умышленное завышение тиража в выходных сведениях лишать газету регистрации. Это приведет к упорядочению рынка и принесет неоценимую пользу всем читателям. Кроме того, было бы целесообразно Союзу журналистов РД проводить ежегодный опрос среди читателей и экспертов (редакторов газет) и выявлять лучшие периодические издания по содержанию и оформлению с последующим опубликованием итогов опроса в местной прессе.
|
Издания для женщин как часть элитарного журнального сегмента на российском рынке СМИ [Е.Пленкина]
Альманах как социокультурный тип периодики [И.Прохорова]
Проблемы типологии женских изданий [Е.Пленкина]
Жизнь и необыкновенные приключения курочки Рябы [С.Шипунова]
От проблем практической журналистики - до проблем журналистской науки и образования[В.Тулупов]
Журналистское расследование: поиски жанра [А.Станько]
Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории [Ю.Романова]
Еще один научный журнал по журналистике [А.Акопов]
Современный российский журнал для женщин "Она"[Н.Лужняк]
Мужской журнал XXL [Е.Болгова]
Научная фантастика, пресса и окружающая действительность[Д.Романов]
Журналистика и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности "журналистика" [О.Карслидис]
Пресса Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
|