Елена Пленкина,
аспирант кафедры книгоиздательского дела
Московского госуниверситета.
г. Москва
|
|
Журнал "Планета Красота" как представитель российской элитарной прессы
Международные женские издания формируют систему общенациональных информационных отношений, опираясь на единые интересы женщин разных стран и регионов. С появлением их российских версий на отечественном рынке СМИ женщины нашей страны получили возможность присоединиться к международной женской общности, а отечественные издатели - приобщиться к мировому опыту издательского бизнеса, который показал, что экономически выгодно расширять информационное пространство самой большой читательской аудитории - женской.
Влияние женских изданий международного класса на развитие отечественной постсоветской журналистики неоднозначно, как это кажется на первый взгляд. С одной стороны, зарубежные издания внесли в женскую прессу много нового, обогатили журнальный рынок, разнообразили его и подтолкнули к новым творческим поискам отечественную женскую журналистику. С другой, несмотря на неоднократные заявления представителей зарубежных медиахолдингов о максимальной адаптации своих российских журнальных детищ к местным условиям, на практике они остаются западными информационными продуктами. В первую очередь это относится к элитарной журнальной прессе.
Существует несколько причин, объясняющих западный характер отечественной элитарной прессы. Во-первых, исторически сложилось так, что само понятие "элитарное издание" долгое время считалось западным явлением и никак не вписывалось в массовый формат советской прессы, которая отражала социальную модель общества. Во-вторых, накладывает отпечаток принадлежность к известным медийным компаниям, обладающим большим опытом производства журнальной продукции, удовлетворяющей элитарные запросы аудитории.
Элитарным женским изданиям, как проводникам индустрии моды, выгодно использовать потребительские характеристики своей аудитории. В этом плане элита эксплуатируется довольно успешно. С учетом того, что она как класс в общественном сознании выступает эталоном, в условиях несформировавшегося российского стиля жизни отношение и принадлежность элиты к культуре, как генетически заложенные показатели, должны играть не меньшую роль, чем ее потребительские пристрастия. Тем более что культура потребления напрямую зависит от ступени культуры общества. Вышесказанное подталкивает вновь обратиться к вопросу об элите.
Отмечалось, что изначально в это понятие закладывался критерий индивидуальных способностей, мастерства, талантов, высокой профессиональной компетентности, что послужило основанием причислять к элите "личностей особого достоинства, носителей высокой культуры, которых всегда меньшинство, но без которых человеческое общество потеряет свою сущность" [28]. Данная смысловая нагрузка нередко вступала в противоречие с реалиями процессов распределения власти в обществе, с реалиями, в которых не всегда находилось место высокой культуре, что в свою очередь сказалось на ее носителях.
Результаты социологического исследования, проведенного среди представителей политической, административно-управленческой, финансовой, культурной элиты г. Москвы, говорят о том, что последние страдают комплексом неполноценности: каждый второй (44,9%) представитель культурной элиты не считает себя таковым. В отличие от них у представителей столичной административно-управленческой и политической элиты таких комплексов нет: большинство опрошенных (79,2%) причисляет себе к избранным. Причем большинство привилегированных чиновников считают, что заботятся о людях интелектуально-творческого труда. Социальный дискомфорт, испытываемый культурной элитой, порождает комплекс неполноценности, последствия которого носят деструктивный характер.
Существует несколько мощных факторов, разрушающих культурные сообщества. Так исследователь А.Абрамов [1] среди значимых причин называет физическое старение. Действующие в годы застоя правила, сдерживающие передачу культурной эстафеты молодым поколениям, играют сегодня роковую роль: средний возраст культурных элит очень высок. Снижение средней продолжительности жизни и утечка мозгов усугубляют ситуацию.
Другой фактор - профессиональная дисквалификация. Ориентация на выживание в условиях рынка вынуждает многих полностью или частично менять профиль занятий. Та часть культурной элиты, которая осталась верна своей профессии, разрывается между тягой к успеху, выраженному в финансовой стабильности, и стремлением к личной порядочности. Социологический опрос столичных преподавателей, артистов, художников, писателей показал, что 65,5% представителей культурной элиты считают, что финансовый успех сопряжен с нарушением не только закона, но и нравственных норм.
Весьма существен фактор разрушения единого культурного пространства как в границах СССР, так и внутри России. Распались информационные связи, налаженная система регулярных профессиональных контактов. Резко подорожала, а фактически и прекратила существование научная и культурная периодика, в особенности предназначенная для широкого круга читателей.
Немаловажный фактор - быстрое нарастание потока антикультуры. Резкое падение престижности профессией, не приносящих быстрых доходов, отсутствие четких жизненных целей в условиях нестабильности дополняются потоком массовой псевдокультурной печатной и электронной продукции, рассчитанной на пассивное восприятие, а также огромным потоком однотипной, дорогой печатной продукции из-за рубежа.
В то же время в результате перенасыщения западной буржуазной эстетикой наблюдается возрождение интереса к национальной культуре. Как пишет публицист Виктор Браваренко: "Опять стало трудно попасть в театр, на симфонический концерт, на новый фильм. Все чаще в офисах в качестве украшений можно встретить настоящую живопись и графику, пришедшую на смену календарям с кисками и дешевым американским плакатам" [2].
Российские издатели, оказавшиеся в результате экспансии отечественного информационного пространства западными медийными компаниями в положении аутсайдеров, пытаются противостоять процессу разрушения культурного пространства, встав на путь переосмысления, обновления и борьбы за души читателей. Творческие изыскания российских производителей информации привели к совершенствованию как отдельных моделей, так и журнальной прессы в целом, а также к разрушению типологических границ, что позволило соединять различные типы изданий и изменить типологическую палитру. Результатом типологического эксперимента явился журнал "Планета Красота", сочетающий в себе элементы женского издания и издания о культуре.
"Планета Красота" (формат А4, тираж 35 тыс. экз., объем 88 полос, периодичность 6 номеров в год). Первый номер (№А) журнала "Красота от А до Я" появился в 1995 году. Под таким названием издание выходило до 1997 года. Затем журнал получил новое имя - "Планета Красота". Концепция издания разработана учредителем и главным редактором Светланой Михайловой.
Название журнала, по мнению главного редактора, имеет абстрактно-философский характер, поскольку трудно поддается определению "это тонкое, трепетное, хрупкое понятие - красота". Сколько копий за многие века сломали ученые и поэты, художники и музыканты, чтобы объяснить смысл этого слова. К ним присоединился журнал.
В поисках ответа на этот вечный вопрос издание публикует размышления известных создателей прекрасного о том, что они вкладывают в понятие "красота". Например, список понятий и представлений, которые историк моды Александр Васильев отождествляет с красотой, состоит из 170 наименований. Здесь осень в Нескучном саду и Ван Гог, лососина и шоколад "У Анжелики", Военно-Грузинская дорога и произношение графини Сен Ипполит, туфли Марии Антуанетты и повести Тургенева. У директора Московского Дома фотографии Ольги Свибловой свой взгляд на красоту - "удивительно тонкий, изысканный, как у фотографа, поразительно точный". У режиссера Юрия Грымова это понятие ассоциируется с женщиной. В представлении Жан-Шарля де Костельбажака, президента палаты Высокой моды в Париже, красота - "это реальное воплощение гармонии цвета и формы, которую чувствует сердце и ощущает моя душа". Для Михаила Шемякина прекрасно все, что естественно.
"Планета Красота" позиционируется как издание о культуре, пропаганда которой - целевое назначение журнала. Главный редактор пишет: "Я ориентируюсь на нашу, отечественную, а не западную культуру. За три с половиной года существования журнала было опубликовано 17 больших материалов о драматических и балетных спектаклях, 18 статей о вернисажах московских художников, о кинопремьерах, о талантливых российских модельерах и т.д.". Следуя поставленной цели, издание "обещает рассказывать исключительно о том, что рождается талантом, мастерством, фантазией наших - российских - художников, дизайнеров, архитекторов, ювелиров, парфюмеров". Они являются героями издания.
Потенциальная аудитория журнала "Планета Красота", как считает главный редактор, "интеллигентные россияне и россиянки, которых интересуют новости культуры, искусства и которые хотят читать наш, отечественный, а не зарубежный, адаптированный к России, журнал". Однако география распространения издания свидетельствует о том, что реальная аудитория в основном сосредоточена в г. Москве. Журнал распространяется в правительстве г. Москвы, Министерстве культуры РФ, в Союзе журналистов РФ и Москвы, посольствах, во всех московских театрах, а также поступает в розничную продажу. Это придает журналу столичный характер, о котором также свидетельствует рубрика "Московские сезоны".
Содержание журнала "Планета Красота" составляют рубрики "Московские сезоны", "История", "Соло для двоих", "Путь к успеху", "Модный силуэт", "Журнал в журнале". Две трети объема издания занимает рубрика "Московские сезоны". Это информационный центр культурной жизни столицы. Ни одна театральная премьера, ни одно открытие нового сезона не проходят мимо журнала "Планета Красота". Здесь можно прочитать о спектакле "Мистификация" в постановке Марка Захарова (Театр Ленком), о мировой премьере первой редакции оперы "Игрок" в постановке Сергея Прокофьева (Большой театр), о спектакле "Грезы любви", поставленном режиссером и хореографом Аллой Сигаловой. Журнал проникнут авантюрным духом Театра на Покровке и окутан таинственностью и легким обаянием греха Театра Луны, следует за вольной фантазией режиссера Андрея Максимова (театр "Модерн") и открывает "Тайны жизни и творчества Романа Виктюка, рассказанные им самим".
Театральное направление "Московских сезонов" сближает издание "Планета Красота" с журналом о театре. По мнению известного типолога М.Л. Мухранели[3], основная задача театральных журналов - освещение важных для театрального искусства проблем - таких, как творческий метод, развитие драматургии, а также современное прочтение классики. Взяв за основу этот факт, можно предположить, что журнал "Планета Красота" близок по природе к типу театрального издания. О чем также свидетельствует критическое направление "Московских сезонов", где публикуются рецензии, которые в силу жанровой специфики в той или иной форме затрагивают основные вопросы современного театрального искусства. Например, столь актуальную для российских театров проблему сочетания коммерческого и творческого успеха, в оценке которой рецензенты расходятся. Так, известный театральный критик Григорий Заславский, оценивая театральный сезон 2000 г., отмечает, что коммерция и творчество совместимы: "Коммерческий успех имели спектакли, которые и у критики вызвали почти полное единодушное одобрение: "Мистификация" и "Город миллионеров" в Ленкоме, "Играем… Шиллера!", и "Три товарища" - в "Современнике"[4]. По мнению другого критика, О. Юрьевой, коммерция берет верх над творчеством и театральное представление превращается в видеоклип: "Здесь Гамлет играет на саксофоне и танцует на дискотеке, здесь персонажи "Трехгрошовой оперы" - современные мафиози, здесь граф Альмавива из "Женитьбы Фигаро" взрывает дверь туалета комнаты Розины с помощью динамита, а тургеневский "Месяц в деревне" похож на порножурнал Hustler" [5].
В театрально-критическом направлении самой большой рубрики заложен элемент элитарности. По мнению исследователя В.М. Липской [6], газетный театрально-критический бум полемик, охвативший средства массовой информации в начале 90-х годов, миновал, "отдав на откуп театрально-критическому мастерству страницы специальных изданий", и критика становится более элитарной, рассчитанной на узкий круг. Несмотря на высокий профессионализм критиков, на откуп которых отданы "Московские сезоны", и внушительный объем рубрики, журнал выходит за рамки специального издания. Театр на страницах издания - это храм Мельпомены, составная часть и носитель культуры, поддерживать которую - основная задача издания. В этой же плоскости лежит проблема элитарности, что обязывает еще раз обратить внимание на аудиторные параметры издания "Планета Красота".
В процессе формирования стиля издания аудитория, представленная главным редактором в одном из обращений к ней, расплывчато - как широкий круг читателей, объединенных интересом к культуре и желанием видеть образец российской журналистики, со временем приобретает более четкие черты. Начиная с 2002 г. издание маркируется как "журнал художественной элиты". Уточнение адресности придает журналу организованный характер и приближает к формату качественного издания. Однако на практике оказывается, что аудитория издания "Планета Красота" объединена по принципу принадлежности к миру прекрасного вне зависимости от социальных категорий. Журнал художественной элиты, оправдывая свое название и предназначение, оказывает информационную поддержку не только уже известным мастерам, но и юным дарованиям. Так в поле зрения издания оказались молодой художник Ирина Алавердова и юное дарование с ограниченными физическими возможностями Дмитрий Дидоренко, чьи картины - это "мелодия, выдавленная из тюбика".
Неоднократно подчеркивалось, что в центре внимания журнала "Планета Красота" находятся творческие личности, лучшие представители мира искусства. Эталоном художественной элиты может служить образ президента Российской академии художеств Зураба Церетели, чье мастерство неоднократно притягивало внимание издания "Планета Красота". Например, в октябре 1998 года в Малом Манеже с большим успехом прошла первая персональная выставка мастера. Творческий отчет художника стал центральной темой рубрики "Московские сезоны". Художник оказывает финансовую поддержку изданию. Как сообщает главный редактор, в период финансового краха августа 1998 года выход 16-го и 17-18-го номеров журнала стал возможен только благодаря спонсорской поддержке Церетели.
Возвращаясь к анатомии центральной рубрики, отмечаем, что ее театральное направление диктует способ иллюстрирования. Как верно подметил Ефим Зозуля [7], иллюстрированный журнал - это в высшей степени трудное, сложное, капризное, требующее исключительного внимания, опыта и вкуса дело. Особенно это касается издания "Планета Красота", где восемьдесят процентов иллюстраций составляют фотографии сцен из спектаклей и портреты. Поэтому журнал сотрудничает с известным театральным фотохудожником Михаилом Гутерманом, чьи работы, отличающиеся экспрессивностью, резкой очерченностью психологического портрета, украшают рубрику "Московские сезоны".
Критики отмечают, что современный театр стал свободнее в осмыслении темы физической любви, флирта, адюльтера. Возможно, поэтому сейчас трудно увидеть спектакль без достаточно откровенных сцен. Как верно заметил публицист А. Павлов [8], некоторые режиссеры и даже целые театры просто специализируются на "клубничных" пьесах. Театры "серьезные", конечно, соблюдают меру условности и правила приличия, да и внутреннюю цензуру так просто не отменишь. Свой взгляд на проблему эротомании современного театрального искусства средствами фотографии выразили Михаил Гутерман и Ирина Лаврина, участники выставки "Эротика в театральной фотографии".
Самая большая рубрика, занимающая более половины общего объема издания и посвященная культурной жизни столицы, не может существовать без "Хроники" - подрубрики, которая обрамляет "Московские сезоны". Это новости из мира театра, кино, моды, а также информация о выставках ("Арт-календарь"), конкурсах, благотворительных акциях, шоу. В последнее время здесь освещается светская жизнь издания, например презентация очередного номера в ресторане.
Анатомия издания предполагает, что за "Московскими сезонами" следует "История" - рубрика, открывающая женскую часть журнала, в которой понятие "прекрасное" из мира искусств перемещается в мир женщины и ее красота, тесно переплетающаяся с творчеством становится тематическим центром. Листая страницы истории, "Планета Красота" рассказывает о женщинах, чьи имена со временем превратились в символы. Это бессмертная царица, символ любви и власти Клеопатра, "эротическая шпионка" Мата Хари, легенда Голливуда Мэрилин Монро. Современный идеал женщины олицетворяет "томная русская красавица" артистка театра и кино Евгения Крюкова. Рубрика "История" - это также отрывки из книги Александра Васильева "Красота в изгнании", рассказывающей о жизни русской элиты в эмиграции.
Любовь к женщине раздвигает границы творчества, поэтому типичная героиня рубрики "История" - это женщина-муза. Это Одри Хепберн, вдохнувшая жизнь в наряды Живанши, и вечнотанцующая Айседора Дункан - стихия страсти Сергея Есенина. В этом плане "История" тематически пересекается с другой рубрикой - "Художник и его муза", которая иногда занимает ее место. Здесь история любви, запечатленная в письмах композитора Исаака Дунаевского к Лидии Смирновой, и гармоничный брачный союз русского живописца Юрия Дьяконова и художницы Сусанны Марии Франсиз из далекого штата Мадхьяр Прадеш, Индия. Женскую тему продолжает рубрика "Соло для двоих", название которой говорит само за себя.
За ней следует рубрика "Путь к успеху", раскрывающая красоту творчества. Творческий процесс - не единственный, но весьма эффективный способ самоутверждения, создания самого себя, потому столь велик интерес к творческий личности, в том числе и у издателя журнала "Планета Красота".
Для того чтобы добиться успеха, важно быть не просто профессионалом, а обаятельным профессионалом. Еще русский поэт П.А. Вяземский писал: "Искусство нравиться есть тайна, даруемая ли природою или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойна уважения и зависти <…> И только тот, кто владеет этим секретом, может действительно добиться успеха"[9]. Многие обретают признание, овладев технологией самопрезентации. "Планета Красота" раскрывает секрет успеха, публикуя материалы заочной школы профессора В.М. Шепеля "Наука и искусство нравиться людям", автора книги "Имиджелогия: секреты личного обаяния".
В галерее талантливых, энергичных, красивых людей издания "Планета Красота" особое место занимает портрет Ирины Апексимовой, творческие успехи которой известны не только в России, но и за рубежом. Как зажечь звезду, рассказывает легенда шоу-бизнеса Юрий Айзеншпис. Как поменять профессию и противостоять "миру глухих", можно узнать из интервью с Диной Корзун. Секрет успеха Оксаны Мажулис, победительницы конкурса "Русская красавица -2000" ("Лицо с обложки" 2000, №5-6), раскрывает рубрика "Путь к успеху".
Постичь таинство красоты призвана рубрика "Модный силуэт". Следуя поставленной цели, - "рассказывать исключительно о том, что рождается талантом, мастерством, фантазией наших - российских - художников, дизайнеров, архитекторов, ювелиров, парфюмеров" [10] - издатель отдает предпочтение российским модельерам, поэтому здесь господствует элегантность классических костюмов от Лизы Романюк (Дом моды "Вемина"), представлена тонкость стиля Игоря Чапурина и батик от Натали Чистовой, стиль "эротиссимо" Александра Васильева. К этой рубрике примыкают "Новости косметики".
"Планета Красота" не является монополистом в области производства национального информационного продукта для творческой элиты. В информационное поле культурной элиты пробивается близкое по типологической природе журналу "Планета Красота" издание "Время фантазий". В силу ограниченных финансовых возможностей полная версия издания пока не может увидеть свет, отдельные материалы публикуются на страницах журнала "Планета Красота". Так появилась рубрика "Журнал в журнале".
Таким образом, обращает на себя внимание своеобразие рубрикационного построения, выраженное в наличии в "журнале художественной элиты" двух типологических пластов. Первый направлен на реализацию основной цели и задачи, поставленной учредителем и главным редактором, - создание и поддержание информационного пространства отечественной культуры. Сконцентрировавшее профессиональный интерес вокруг понятия прекрасного, издание "Планета Красота" выполняет функцию просветителя в вопросах эстетики, является своеобразным клубом по обмену опытом возвращения духовности в нашу жизнь. Многогранность этого понятия позволяет формировать в рамках издания о культуре второй информационный слой, направленный на отражение образа современной российской женщины.
1. | Абрамов А.М. Просуществует ли культура в России до 2005 года?// Энергия.2001. № 8. С.3. | |
2. | Браваренко В. Сделай мне красиво, или рассуждения о трудной судьбе бизнеса и красоты в современной России // Планета Красота. 1999. № 5-6. С.4. | |
3. | Мухранели М.Л. "Становление типа советского театрального журнала двадцатых - начала тридцатых годов". Дис…канд. фил. наук. М., 1971. С.55. | |
4. | Заславский Г. Каким был театральный сезон? // Планета Красота. 2000. № 4. С.5. | |
5. | Юрьева О. Конец Игры // Планета Красота. 1999. № 6-7. С.8. | |
6. | Липская В.М. Театральная критика как вид духовной деятельности в современной культуре: Дис. …канд. философ. наук. Спб., 1994. С. 94. | |
7. | Зозуля Е. Теория и практика иллюстрированных журналов. Очерк первый // Журналист. 1924. № 12. С.49. | |
8. | Павлов А. Театр умер - да здравствует театр! // Планета Красота. 2000. № 5-6. С.9 | |
9. | См.: Михайлова С. Звездами не рождаются. Звездами становятся // Планета Красота. 1999. № 6-7. С.40. | |
10. | От редактора // Планета Красота. 1998. № 17-18. С.3. | |
|
"Русскоязычные газеты Дагестана" [Г.Магомедов, М.Гаджиев]
"Современная пресса Автограда" [Л.Иванова]
Издания для женщин как часть элитарного журнального сегмента на российском рынке СМИ [Е.Пленкина]
Альманах как социокультурный тип периодики [И.Прохорова]
Проблемы типологии женских изданий [Е.Пленкина]
Жизнь и необыкновенные приключения курочки Рябы [С.Шипунова]
От проблем практической журналистики - до проблем журналистской науки и образования[В.Тулупов]
Журналистское расследование: поиски жанра [А.Станько]
Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории [Ю.Романова]
Еще один научный журнал по журналистике [А.Акопов]
Современный российский журнал для женщин "Она"[Н.Лужняк]
Мужской журнал XXL [Е.Болгова]
Научная фантастика, пресса и окружающая действительность[Д.Романов]
Журналистика и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности "журналистика" [О.Карслидис]
Пресса Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
|