Анна Колобова
Министерство внутренних дел от культуры
|
|
ы слышала? - голос приятеля в трубке звучал встревоженно.- Чеснока снимают.
- Опять?
Директора музея-заповедника "Танаис" В.Ф.Чеснока на моей памяти снимали огромное количество раз. В советские времена - по идеологическим причинам. Дело в том, что у Чеснока в Танаисе находили приют непризнанные поэты, опальные барды и просто вольные художники, не питающие большой любви к власти. Власть отвечала им взаимностью, а Чесноку - регулярными вызовами на ковер. Как он удержался на месте все это время, остается одной из многочисленных загадок истории Танаиса.
На этот раз все делается цивилизованным и демократическим путем. 31 декабря у Валерия Федоровича заканчивается трехлетний срок контракта, и ему, в соответствии с законом, за два месяца вручили уведомление о том, что министерство культуры Ростовской области продлевать с ним контракт не будет. Такой вот слегка преждевременный подарок к тридцатилетию директорской деятельности, которое Чеснок должен был отметить в следующем году.
Мой телефон не умолкает. Все звонящие говорят об одном: уход Чеснока означает конец Танаиса. То есть музей, понятное дело, будет существовать, и раскопки будут вестись. Но Танаис как культурный центр, объединивший тысячи ростовчан и жителей области (да и не только), умрет.
Для ученого-историка Танаис - греко-варварское поселение, датируемое третьим веком до нашей эры - пятым веком нашей эры. Для чиновников из министерства культуры и областной администрации Танаис - источник постоянных хлопот и головной боли, но одновременно - "объект большого культурного и исторического значения", которым при случае можно похвалиться перед столичными или иностранными гостями. Для тех же, кто называет себя танаитами, Танаис - особый мир, часть жизни. Способ существования и образ мыслей.
Конечно же, не все причастные к танаисскому братству стали настоящими поэтами и художниками. Но если бы не было ночных посиделок с гитарой в "бунгало" у Гены Жукова, спектаклей из античной жизни под открытым небом, прямо на раскопе, наконец, знаменитых Пушкинских праздников, собирающих громадные толпы людей (куда там дежурному официальному мероприятию у памятника поэту!)... Не будь всего этого - не возникла бы поэтическая Заозерная школа, хорошо известная сегодня читающей России. Может быть, не было бы ростовского акустического рока, окрепшего на танаисских фестивалях. Наверняка не было бы античной темы в творчестве большинства ростовских поэтов, прозаиков , художников. Есть же музеи и в Старочеркасске, и в Азове, и в Таганроге. А ездят все равно в Танаис, чаще всего - вместе с детьми.
Я знаю в Ростове не одну семью (свою собственную в то числе), решив-шую с помощью Танаиса проблему конфликта поколений. Точнее, у "танаических" детей и родителей эта проблема чаще всего отсутствует изначально. А откуда бы ей взяться, если, скажем, мой сын с трехлетнего возраста сидел рядом со мной во всех танаических компаниях? Античные мифы он не заучивал на скучных школьных уроках, а слушал как сказки, сидя на стене древнего городища, или смотрел в детском историческом театре. А древние орудия труда узнавал на ощупь на "уроках ремесел", растирая пшеницу в муку на каменной зернотерке или пытаясь вылепить глиняный горшок на гончарном круге. А немного повзрослев, стал полноправным членом сообщества: в Танаисе нет возрастного ценза, достаточно что-то из себя представлять.
Заместитель министра культуры Ростовской области В.С.Касьянов был со мной отменно любезен. Улыбчиво предложил не распространять слухи и не верить им. Дескать, вопрос скоро решится, и все будет хорошо. Узнав, что я хорошо информирована, поскучнел и отрезал:
- Как решим - так и будет. Это наше внутреннее дело.
Позвольте, уважаемый Василий Степанович, с вами не согласиться. Это не Ваше внутреннее дело. Это н а ш е дело. И оно касается всех, кто своими руками строил из камней сторожевую башню, копал на городище или готовил очередной фестиваль или концерт. Более того, Вы считали, что это вообще не Ваше дело, когда Чеснок создавал Танаис в его нынешнем виде, умудряясь уложиться в те жалкие гроши, которые Вы ему выделяли. А между тем, он очень нуждался тогда в помощи. Приняв в 1971 году несколько лачуг под открытым небом, он выстроил здание музея и - буквально методом народной стройки - обеспечил жильем и рабочими кабинетами всех сотрудников. Ваш начальник, министр культуры Ростовской области В.А.Иванов по этому поводу заметил: "понастроил бомжатников". Я не сомневаюсь, Валерий Андреевич, что Вы никогда не стали бы жить в таком "бомжатнике", да еще на те деньги, которые Вы платите специалистам музея-заповедника. И вряд ли Вам понравилось бы получить то количество выговоров, которое Вы пунктуально обрушивали на Чеснока все эти годы. (Только за здание фондохранилища, выстроенное буквально для спасения музейной коллекции, он заработал их три или четыре - за несоблюдение многочисленных инструкций). Все, что сделал за эти годы Валерий Федорович, он сделал не благодаря Вам и Вашим предшественникам, а вопреки. А теперь оказывается, что это "внутреннее дело" министерства.
- У нас нет претензий к Валерию Федоровичу во всем, что касается археологических раскопок и музейного дела, - сказал мне Василий Степанович.- Но у нас большие планы по строительству и реконструкции музея, и мы не уверены, что он с этим справится.
Точнее, Вы уверены, что этот непонятный чудак, какие деньги ему ни дай, опять вбухает их в раскопки или в музейную экспозицию. Или еще во что-нибудь, столь же, по Вашему мнению, несообразное и бесприбыльное - вместо разумной коммерции. Именно в стенах Вашего министерства родился миф: Чеснок, мол, конечно, прекрасный человек и специалист хороший, но организатор и администратор из него никакой. Да полноте! Неужели плохой организатор мог бы развернуть такую работу, наладить связи с археологами Германии и Польши, создать проект Донского туристского кольца, вести исследования по экологии дельты Дона, наконец, ежегодно получать солидные гранты (в том числе крупнейший - Соросовский - на создание амфорного зала)? Не случайно именно к Чесноку приехал еще один чудак - всемирно известный ученый и путешественник Тур Хейердал, фамилию которого чиновники Вашего министерства так и не научились правильно выговаривать, и загорелся его идеей о совместных раскопках.
Выражаясь современным чиновничье-блатным жаргоном, Чеснок раскру-тил Танаис. То есть Чеснок сделал свое дело, а теперь мы можем его уйти. И поставить на его место человека, который умеет и будет делать деньги. Да только таким местам, как Танаис, дух коммерции противопоказан. Боюсь, что Танаиса скоро не станет.
Мне жаль чиновников из Министерства культуры. Вот уже без малого тридцать лет они вынуждены мучиться вопросом: ну что нужно этому Чесноку? Чего хочет этот чудак? Что он, в конце концов, со всего этого имеет? За тридцать лет - ни денег, ни ученой степени.
Не волнуйтесь, господа. Чеснок получает свое - но в особой валюте. Это простое удовлетворение от того, что он делает главное дело своей жизни. И делает его хорошо.
P.S. Место директора музея-заповедника "Танаис" на днях предложили одному из ростовских историков. Он отказался, мотивируя это следующим образом: работать хуже Чеснока мне не позволит совесть, а лучше - не смогу.
|
Трудные времена, веселые моменты [О.Афанасьев]
Озверение или очеловечивание? [А.Колобова]
Загранкомандировка [О.Лукьянченко]
Счастливые совпадения как признак одаренности [А.Колобова]
Второе разрушение града [О.Афанасьев]
Большое Ухо ФСБ… [Н.Лавров]
Разговор о женских правах [Н.Курасова]
Пустите нас в закрытый космос! [А.Спиглазова]
Запоздалая благодарность [Л.Суркова]
Воскресная месса в Ростове [С.Шпагин]
Странное ограбление - на фоне пуска АЭС [Г.Бочкарев]
Я живу в высотном доме, крыша едет у него [Л.Фрейдлин]
Пациент скорее мертв, чем жив [О.Афанасьев]
Утраченное время [В.Левашов]
Слово-то наше - не отзывается… [В.Кисилевский]
"Умученные от жидов" [А.Колобова]
Заметки на полях [А.Хавчин]
Среда обитания [П.Пономарев]
Фестивали. Там чудеса, там гоблин бродит… [А.Колобова]
Не потопите ковчег! [А.Колобова]
Длиннее жизни богоданный срок [В.Рыльцов]
Заметки на полях [А.Хавчин]
Игры, в которые играют режиссеры [А.Колобова]
Страна больных [О.Афанасьев]
Дом со взрослыми [А.Спиглазова]
"Русский язык мы портим..." [А.Хавчин]
Как прекрасен этот мир! [А.Колобова]
На узеньких улочках с голубыми и лиловыми ставнями [И.Семенова]
Звездный дождь [Н.Мещерякова]
Каждый хамит, постольку и насколько он хам [Г.Павлов]
«Доктор наук, профессор, желает работать васей. Условия по договоренности…» [А.Колобова]
Кто «мы» и какие [В.Сидоров, А.Хавчин]
Коррозия родного языка [Г.Павлов]
Homo sapiens, будь не только разумным, но и добрым! [А.Колобова]
Коридорная жизнь как свойство русской ментальности [Л.Зайцева]
Клондайк Юрия Мельницкого [Л.Фрейдлин]
Иван, который песни пел [В.Наставкин]
Музыкальная культура христианского мира: какие мы разные [А.Колобова]
Еще раз про любовь к английскому [С.Николаев]
Художник, заложник [А.Хавчин]
Страна поэтов [Г.Буравчук]
Диалог о музыкальном образовании и судьбе музыканта [Н.Смирнова, А.Колобова]
О духовности и зеленом винограде [А.Хавчин]
Современная педагогика как она есть (или как ее нет) [А.Колобова]
Линия жизни [Л.Фрейдлин]
Не унизить вымыслом правду памяти [В.Семин]
А.П.Чехов и А.М.Макашов [Л.Григорьян]
Телеглумовы [А.Хавчин]
"Власть была, есть и будет..." А что будем есть мы? [А.Колобова]
Можно продать даже собственную болезнь [В.Кононыхина]
Русский буддизм [М.Коломенский]
По России на электричке [С.Зубрилина]
Он заполнял собой весь мир [В.Таршис]
Мануакальная терапия как метод народного целительства [А.Колобова]
Рассказ И.Шоу "Не район, а кладбище" [перевод С.Николаева]
Что имеем, не храним [Ю.Карпун]
Как мы верим [О.Афанасьев]
Поездка на Грохотун [Н.Старцева]
О чем они пели, когда мы плясали? [С.Николаев]
Мой национальный опыт [О.Афанасьев]
Мифы новой России [О.Лукьянченко]
Все движется любовью... [А.Колобова]
Три века в одном десятилетии [О.Лукьянченко]
Дайте зрителю, чего он хочет [Л.Фрейдлин]
Заметки столетнего [О.Афанасьев]
Ползучий крах [Л.Фрейдлин]
Почетный англичанин из Таганрога [Е.Шапочка]
Кое-что из жизни драконов [А.Колобова]
Театр на всю жизнь [Н.Старцева]
"Когда, пронзительнее свиста, я слышу английский язык…" [С.Николаев]
Наш главный алиментщик [Г.Болгасова]
Исправленному - верить! [А.Колобова]
|