|
Елена Зинькевич,
доктор искусствоведения, профессор.
г. Киев, Украина
|
|
Музыка как молчание
реди "особых примет" постмодерна едва ли не главной стала
"тенденция к молчанию". Ее радикальные проявления хорошо
известны: "4'33" Джона Кейджа, незакрашенные холсты Роберта
Раушенберга, часовой фильм корейца Нам Жун Пайка (и фильмы его
последователей) без всякого изображения, "Поэма в белом платье" из
книги графини Щаповой, "Это я, Елена (интервью с самой собой)",
которая состоит из незаполненных страниц с припиской "переведена
на все языки мира".
Среди постмодернистских опусов, представленных в Киеве на
последних Форумах музыки молодых, не было подобных радикальных
заявок. Но в названиях произведений - "Проростання тиші" Гугеля,
"Хиталася тиша у небі" Овчаренко, "Музика з тиші" Капырина,
"Прогулянка у пустоті" Полевой, "Вакуум/Ламент" Яан Бас Боллена, -
сквозную тему образует тишина и ее варианты -"концентрированный"
(пустота) и "абсолютный" (вакуум). "Тишина" в музыке, ее
"немотство" (вспомним хлебниковское: "Немотичей и немичей / Зовет
взыскующий сущел") так или иначе "озвучивается" - то ли окружающей
средой (как у Дж. Кейджа), то ли - по воле композитора -
исполнителями. Г.Овчаренко декларирует "прагнення передати
різні відтінки тиші" (своего рода параллель к белому письму в
живописи Марка Тоби) "через нетрадиційні прийоми гри":
бесшумное дутье в инструменты при открытых клапанах, постукивание
по клапанам и т.п. А.Гугель хочет "відтворити дзвеніння
тиші", Л.Юрина выбирает тишину "внутрішнього", в его
мир "людина поринає, заткнувши вуха": "відтворюються
звуки, подібні до природних звучань людського тіла". Идея
тишины присутствует в подтексте программного пояснения
"Интермеццо" А.Загайкевич: музыка "наче зависла" між тим, що
вже відзвучало, і тим, що має (чи може) відбутися". Все
закавыченные характеристики - из авторских пояснений в буклетах
Форума. "Музыка как молчание" освобождает композитора от
исполнителя. На современных зарубежных фестивалях, к примеру,
композитор обклеивает стены страницами своего произведения, давая
возможность посетителю "концерта" "слушать" музыку глазами - в
любой последовательности и любое количество раз. Нечто подобное
встречаем уже у Дж. Кейджа, когда его друзья-художники устроили
выставку его графических партитур (1958 г.), трактуемую как
музыкальное событие. Или, скажем, развешиваются фотографии с лицом
композитора или дирижера, отражающие разные состояния
эмоционального переживания музыки. "Слушателю" предписывается,
сколько минут и в какой последовательности смотреть на каждую
фотографию и таким образом через визуальные впечатления
конструировать внутренним слухом музыкальное нечто. Теоретическим
обоснованием "молчащей музыки" служит представление о слушателе
как о "сотворце" произведения. "Открытость" произведения
становится таким образом абсолютной, а провозглашенная Роланом
Бартом "смерть Автора" являет в подобных опусах последнюю
стадию его агонии. Но только ли с постмодерном связан феномен
"музыки как молчания"? Например - пауза. Как
складывается ее судьба в истории музыкального искусства? Для
кого-то она - знак препинания, а для кого-то нечто большее...
Генеральная пауза - как знак молчания... Какими смыслами может
быть оно заряжено? Это и трагический провал в небытие - в I части
VI симфонии П.Чайковского (перед репризой побочной), и
конструктивный элемент в "Візерунках" Л.Грабовского (своего рода
аналог белого пространства на вышитом холсте). Или - "молчащие",
"выпадающие" такты в финале Второй симфонии Б.Буевского, создающие
ощущение стоп-кадра, - остановившегося мгновения, застывшего в
памяти изображения (ощущение, усиленное тем, что музыканты
беззвучно имитируют игру, "исполняя" "выпавший" такт). А
"каденция-визуале" в Четвертом скрипичном концерте А.Шнитке, когда
скрипач играет во все более высокой тесситуре и, наконец, словно
вырываясь за пределы возможного, "играет" по воздуху... История
паузы - какой детективный исследовательский сюжет! Вспомним хотя
бы отточия в пушкинском "Евгении Онегине", которыми отмечены
пропущенные строфы и даже целая глава. Эти умалчивания вызваны
вовсе не цензурными соображениями, а играют важную роль в
"словесной динамике произведения" (Ю.Тынянов). Вспомним о "белых
страницах" С.Малларме или - об изобретенной Василиском Гнедовым
"Чистой паузе" - его "Поэме конца" (по свидетельству
современников, она "читалась" движением руки и была, таким
образом, первым жестовым стихотворением в русской поэзии).
Размышления о молчании, тишине знакомы едва ли не всем, кто
занимается искусством (особенно тем, кто работает со звуком, -
музыкантам, поэтам). Речь идет не просто о "теме тишины", "теме
молчания", часто слитой в их творчестве с темой сна, смерти (здесь
примеров много, особенно у символистов), а именно о стремлении
понять сущность феномена. Опуская хорошо всем знакомый гениальный
silentium Ф.Тютчева, напомню хотя бы несколько высказываний.
С.Лифарь: тишина - "самый страшный и самый сильный звук
вселенной в ее быстром беге" (выделено мной - Е.А.) [2, с.
13]. Почти то же у О.Уайльда:
"А тишина еще страшнее,
Чем грозный, медный звон"
("Баллада Редингской
тюрьмы", перевод К.Бальмонта).
Обратим внимание, что тишина здесь - не пустота, она
звучит. К.Бальмонт:
Тончайший звук, откуда ты со мной?
Ты создан птицей?
Женщиной? Струной?
Быть может, солнцем?
Или тишиной?
("Звук").
Б.Пастернак:
Тишина - ты лучшее
Из всего, что
слышал.
А вот поэт о поэте - Анат. Найман об Иосифе
Бродском: "Если поэт - это звучащий язык, то когда поэт
умолкает, наступает не тишина, а минус-речь". Геннадий
Айги даже вводит понятие "Мастерство-Молчания". Очень
интересны его размышления на эту тему:
- Паузы - место преклонения: перед Песней.
- Мои строки - лишь из отточий. Не''пустота", не
"ничто", - эти отточия - шуршат (это "мир сам по себе").
- Мощно молчит Бетховен.
В музыке начала века также встречаем и произведения о
молча-нии ("Остров мертвых" С.Рахманинова, "Молчание"
Н.Мясковско-го", "Сад смерти" С.Василенко и др.), и "чистую паузу"
- правда, только в проекте - у А.Скрябина (периода "Мистерии"),
говоривше-го, по свидетельству Л.Сабанеева, о произведении,
состоящем из одного молчания, из мелодий, заканчивающихся в жесте.
Скрябин не нагружает тишину звуками внешнего мира, как Кейдж, им
ру-ководит "страстная жажда исчезновения материи", стремление к
воссоединению с Абсолютом" [З, с. 35]. В современной украинской
музыке есть немало прекрасных стра-ниц "молчания", творимого
музыкой. Как передать молчание при-роды, из которой ушла жизнь?
Е.Станкович в трио "Музика рудого лісу" для скрипки, виолончели и
фортепиано (1992, отклик на Чер-нобыльскую трагедию) блистательно
решает эту задачу. Манеру его письма здесь можно сравнить с
техникой графического рисунка. В крайних частях трио (в
произведении три части) рисунок словно растушеван, его контуры
смазаны: преобладает флажолетная техни-ка, узкообъемные
глиссандирования, "расплывающиеся" пятна кластерных созвучий
(фортепиано во 2-3 октавах), предельно тихая звучность. Партии
трио не вертикализуются, не складываются в согласный ансамбль.
Каждая живет в своем измерения, а их метро-ритмическая
несинхронность и техника несерийной додекафонии, освобождающая
звуки от ладотональных тяготений, усиливает ощу-щение
разобщенности. Повисающие в акустической "пустоте" капли-звуки,
паутинные нити флажолетов, монотония остинатных круже-ний (их
формулы меняются) создают зримое ощущение безжизненного ландшафта,
небытия природы. В ее мертвом про-странстве "затерялось время"
(А.Фет), оно утратило вектор - буду-щее, превратилось в бесконечно
длящееся настоящее. Очень значительно "молчание" у В.Сильвестрова,
и самый ха-рактерный в этом плане опус - Misterioso для кларнета
соло (1996). Голос кларнета подзвучивается роялем, на котором
играет сам клар-нетист. Слушая Misterioso, понимаешь Геннадия
Айги, писавшего о двух разных "молчаниях": "Молчании - тишине с
"содержанием", - нашим" и о "тишине - с молчанием ушедших".
"Небытия нет. Все естествует". В произведении Сильвестрова
"слышатся" оба эти мол-чания. Сотканное из простейшего (по
видимости) материала - звуковые "уколы", вибрация на одном звуке,
басовые тремоло, свирельные наигрыши (типично сильвестровские
секвенционные струения) - Misterioso производит впечатление
потрясающего душу соприкоснове-ния с запредельным. Молчание
присутствует здесь и как образ, со-здаваемый звуками, и как
реальная "тишина с содержанием", и как "инобытие" тематизма.
Интонационные вспышки ("уколы" разгорающихся и затухаю-щих
vibrato) воспринимаются как направленные звуковые лучи. Эти
энергетические посылы вызывают ответную вибрацию - даль-ний гул
басовых тремоло, мерцания свирельных пассажей, "зависа-ющих" в
разреженном звуковом пространстве. Интонационные раз-ряды,
сгущаясь, вызывают прекрасное видение - одиноко льющую-ся
печально-светлую мелодию, сотканную из самых узнаваемых
романтических формул. Замолкая, тема вновь и вновь всплывает, с
каждым разом отдаляясь, словно теряя силы. Жизненная энергия звука
иссякает, и фиоритуры кларнета все чаще окутываются
"ветром"("ветер" - шипящий полусвист на "у" - в тоне указанной
ноты (пояснение композитора в клавире Misterioso) и, в конце
концов, "обеззвучиваются": имитируются шумом дуновений ("ветер"
без зву-ков, но как бы окрашенный в выписанные в клавиатуре нотные
фразы). Материальная ипостась звука окончательно исчезает,
пере-ходит в "метафизическое измерение" - в ставшую музыкой
тишину, где ведут безмолвный диалог "молчание ушедших" и "памятное
молчание" живущих. 12 секунд тишины завершают это пророчес-кое
произведение... (Вскоре после создания Misterioso из жизни ушла
жена композитора - Лариса Бондаренко).
В чем разница между "музыкой как молчанием" и
"молчанием как музыкой"? Есть в эллинистической математике
понятие гномон - геометрическая фигура, которая
образуется, если из нарисованно-го параллелограмма "вынуть"
меньший, подобный ему параллелограмм. Оболочка, обнимающая
пустоту, и будет гномоном. В постмодернистских опусах из
"молчания" "вынут" смысл. Оно обнимает пустоту. Случайно ли
"пустота" (гномон молчания) стала одной из главных метафор
культуры постмодерна? С чем связаны его "Прогулки в пустоте"?
Вспомним, как пророчески описывает наше время (для героев романа
оно - прошлое) Г.Гессе: "Неуверенность и неподлинность духовной
жизни того времени, во многом другом отмеченном энергией и
величием, мы, нынешние, объясняем как свидетельство ужаса,
охватившего дух, когда он в конце эпохи вроде бы побед и
процветания вдруг оказался лицом к лицу с пустотой
(подчеркнуто мной - Е.З.), с большой материальной нуждой, с
периодом политических и военных гроз, с внезапным недоверием к
себе самому, к собственной силе и собственному достоинству, более
того - к собственному существованию" [1, с. 31-32].
Библиографическая справка
1. Гессе Г. Игра в бисер. - М., 1992.
2. Лифарь С. Страдные годы. - К., 1994.
3. Сабанеев Л. Скрябин. - М., 1923.
|
"И упрямая челка на грудь упадет, прикоснувшись к душе..." [Т.Борисова]
Интерактивное хамство [Н.Смирнова]
"История c Географией" [Т.Борисова]
Назар Пидкова - украинский отец русских обэриутов [В.Панасюк]
"Я гимны прежние пою..." [Е.Третьякова]
Петербург Евгения Замятина [И.Роготнев]
"И твоя раскосая улыбка…" [Т.Борисова]
Архетипические образы славянской мифологии в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" [Е.Третьякова]
"Принцип зеркала" в художественной системе В. Набокова [Ю.Зайцева]
Анализ стихотворения Осипа Мандельштама "Грифельная ода" [Т.Борисова]
О семиотике изобразительных средств [Т.Борисова]
Триада "высокое искусство" - авангард - массовая культура" в измерениях семиотики [Л.Чертов]
Абсурд в измерениях семиотики [Т.Борисова]
Слово в языке и образ в искусстве: сущностные и оценочные преобразования [Е.Покровская]
Основные предпосылки для построения методики анализа стихотворной речи [Т.Шкуратова]
Средневековый французский "Роман о розе". История и судьба [Н.Забабурова]
Культурологический метод изучения публицистического дискурса [В.Хорольский]
Место культуры и литературы Запада и Востока в цивилизации XX века [2] [В.Хорольский]
Место культуры и литературы Запада и Востока в цивилизации XX века [1] [В.Хорольский]
Межнациональная коммуникация: к мультикультурализму или от него? [Э.Куликова]
О противоречиях в критическом суждении [Д.Пэн]
Мое Завещание [Н.Мандельштам]
"Наука страсти нежной..." [Н.Забабурова]
"Страшись прелестницы опасной..." [Н.Забабурова]
Вертикаль жизни Фаддея Зелинского [О.Лукьянченко]
«Прекраснее быть невозможно» [Н.Забабурова]
Как величавая луна... [Н.Забабурова]
И речи резвые, живые ... [Н.Забабурова]
"Она задумчивой красой очаровательней картины" [Н.Забабурова]
"Ее минутное вниманье отрадой долго было мне...” [Н.Забабурова]
Придворных витязей гроза [Н.Забабурова]
Круглый стол без кавычек [Я.Симкин]
Литературные портреты писателей Серебряного века [Д.Касьянова]
"Ангел кроткий, безмятежный"? [Н.Забабурова]
Тебе, высокое светило [Н.Забабурова]
"Умственные затеи" донских парапушкинистов [Н.Забабурова]
Два портрета с комментариями [А.Станько]
"И воспомнил ваши взоры..." [Н.Забабурова]
"И слезы, и любовь..." [Н.Забабурова]
Приключения Пиркса, сначала кадета, потом командора и командира нескольких кораблей, совершившего полёты на Луну, Меркурий, Сатурн, Марс и созвездие Водолея [В.Моляков]
"И легковерные мечты..." [Н.Забабурова]
"Зизи, кристалл души моей..." [Н.Забабурова]
"Я был свидетелем златой твоей весны..." [Н.Забабурова]
"За Netty сердцем я летаю..." [Н.Забабурова]
"Цветы последние..." [Н.Забабурова]
Могучей страстью очарован [Н.Забабурова]
"Все его дочери - прелесть" [Н.Забабурова]
Культура и цивилизация на рубеже третьего тысячелетия [Г.Драч]
Диалог о детективе [О.Лукьянченко, А.Хавчин]
"Милый демон" [Н.Забабурова]
ЛГ в Ростове! [Н.Старцева]
Властитель дум и бездумье власти [О.Лукьянченко, А.Хавчин]
Культура и медицина - сферы взаимовлияний [А.Шапошников]
"Явись, возлюбленная тень..." [Н.Забабурова]
"Твоя весна тиха, ясна..." [Н.Забабурова]
"Ты рождена воспламенять воображение поэтов..." [Н.Забабурова]
"Елисавету втайне пел..." [Н.Забабурова]
Древние истоки культурного и интеллектуального развития народов [В.Сабирова]
"Ночная княгиня" [Н.Забабурова]
"Ее минутное вниманье отрадой долго было мне..." [Н.Забабурова]
Русская Терпсихора [Н.Забабурова]
Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики [А.Люксембург]
Мне дорого любви моей мученье [Н.Забабурова]
Амбивалентность как свойство набоковской игровой поэтики [А.Люксембург]
"Младая роза" [Н.Забабурова]
Английская проза Владимира Набокова [А.Люксембург]
Свет-Наташа [Н.Забабурова]
Тень русской ветки на мраморе руки [А.Люксембург]
Непостоянный обожатель очаровательных актрис [Н.Забабурова]
"Подруга возраста златого" [Н.Забабурова]
Пушкинский юбилей в Ростове [А.Гарматин]
Ростовские премьеры [И.Звездина]
Второе пришествие комедии [Н.Ларина]
Неизданная книга о Пушкине
"Так суеверные приметы согласны с чувствами души..." [Н.Забабурова]
"К привычкам бытия вновь чувствую любовь..." [Н.Забабурова]
Здравствуй, Дон! [Н.Забабурова]
С брегов воинственного Дона... [Н.Забабурова]
Об африканских корнях А.С. Пушкина [Б.Безродный]
О дне рождения Александра Сергеевича [Н.Забабурова]
Пушкин в Ростове [И.Балашова]
Черная речка [Н.Бусленко]
Один вечер для души [Е.Капустина]
Первозданный "Тихий Дон" [A.Скрипниченко]
Парад прошел по полной программе [И.Звездина]
Всю жизнь быть Джузеппе... [В.Концова]
Зритель возвращается [И.Звездина]
Когда вы в последний раз были в кукольном театре? [В.Концова]
|