Наталья Боровская,
искусствовед, г.Ростов-на-Дону
|
|
«… Я так не хотела в землю с любимой моей земли…»
бьющей в глаза неповторимости Марины Цветаевой говорили много и многие. Но при всей очевидности этого справедливы и слова Б.Пастернака о себе и о Марине: « Мы были людьми, мы – эпохи».
Между каждым «да» и «нет», которые, как эхо, отвечают друг другу в творчестве Марины, всегда бесконечное многообразие оттенков. Но о чем бы она ни говорила, практически все оттенки можно найти в атмосфере времени, которой она дышала и которую так гениально выразила. Ее органически диалектическое мышление перекликалось с достаточно популярной в то время в России гегелевской философией.
Начало XX века – ожидание грядущей войны и революции, разочарование, неудовлетворенность, пессимизм. Р.Роллан пишет в 1910 году Рихарду Штраусу: «В современном европейском обществе теперь царит безудержный дух декаденства и самоубийства».
Известно, что неудачная попытка самоубийства была и у 17-летней Цветаевой.
«Ах, какая усталость под вечер,
Недовольство собою, и миром, и всем…»
или
«Заснуть, забыться бы с отрадной думой,
Что жизнь мне грезится, и это – сон», -
пишет юная Марина.
С другой стороны, мироощущением времени была и героика революционной борьбы. Старшая сестра Валерия приносила в дом запрещенную литературу, был арестован домашний учитель, в гимназии открыто обсуждались произведения Писарева, Белинского и других революционных демократов.
Свершившуюся впоследствии революцию Марина не приняла, но в юности стихия борьбы, жажда добра, справедливости, воли, готовность отдать за это жизнь отзывались в крови «бешеным мятежом»:
Вы не поймете, как пылает
Отвагой бранной грудь бойца,
Как свято отрок умирает,
Девизу верный до конца.
В семье Цветаевых очень любили творчество Н.А.Некрасова и вслух читали его стихотворение на смерть Писарева:
Не рыдай так безумно над ним -
Хорошо умереть молодым.
В первом сборнике Цветаевой «Вечерний альбом» есть стихотворение «Молитва», с которого, собственно, и начинается неповторимость Цветаевой-поэта.
Христос и Бог! Я жажду чуда.
Теперь, сейчас, в начале дня,
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал слишком много –
Я жажду сразу всех дорог.
Хочу всего…
И заканчивается словами:
Ты дал мне детство лучше сказки
И дай мне смерть в семнадцать лет!
Смерть как протест против уродливости бытия, как уход от безысходности и отчаяния – этот мотив появится позже: в творчестве Марины Цветаевой, уже перемолотой жерновами жизни:
«… В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить…», -
напишет она в стихотворении о Чехии, оккупированной немцами.
А в 1926 году, потрясенная смертью духовно очень близкого ей немецкого поэта Р.М.Рильке, она скажет об этом по-другому:
Если ты, такое око, - смерклось,
Значит, жизнь не жизнь есть, смерть не смерть есть,
Значит – тмится, допойму при встрече –
Нет ни жизни, нет ни смерти, - третье…
Третье – это мир душ, в котором – она верила – они встретятся, и где она сможет быть самой собой, что недоступно на этой земле.
В этом стихотворении «Новогоднее», смерть для нее – разговор с Вечностью, а мир душ – понятие скорее космологическое, чем теологическое (заметим, что неоплатонизм в России широко исповедовали уже символисты в конце XIX века).
С позиции Вечности жизнь для Марины несоизмеримо меньшее, чем смерть. В Вечности любовь и смерть – одно и то же.
А в стихах первых сборников тема смерти, в основном, звучит в трех аспектах:
1) как тема гибели героя: «Служить свободе – наш девиз и кончить как герои…»;
2) как успокоение у Бога. Смерть в семье Цветаевых, вообще говоря, была чем-то домашним: в расцвете красоты и молодости ушли из жизни близкие родственники Надя и Сережа Иловайские ( «…Ты ушел. Ты мудрый был, Сережа./ В мире грусть. У Бога грусти нет…»), ребенком – Катя Пешкова (с семьей Пешковых Цветаевы дружили), рано умерла мать («…А теперь она уснула кротко/ Там, в саду, где Бог и облака…»), а портреты умерших молодыми первой жены отца и бабушки по матери постоянно напоминали о смерти.
3) Но самый выразительный оттенок тема смерти обретает, когда Марина говорит о ней как о высшем выражении жизни, как об оборотной стороне любви. Глубина чувствования, сила переживаний, любовь к жизни, восторг перед нею, восторг, который хочется остановить навсегда, приводит к чувству смерти, потому что остановить этот восторг можно только двумя способами: или умереть, или излиться в творчестве.
Но и это вполне было в духе времени. Как не вспомнить замечательный романс С.В.Рахманинова на слова Г.Галиной: «Как мне больно», где есть такие строки:
Хоть бы старость пришла поскорей,
Хоть бы иней в кудрях заблестел,
Чтоб не пел для меня соловей,
Чтобы лес для меня не шумел,
Чтобы песнь не рвалась из души…-
В стихотворении «Молитва» по сути речь идет о том же.
Несмотря на призыв смерти, живая жизнь ярко и выразительно бьется в стихах Марины - и юношеских, и зрелых. Она – вся движение, изменение: «Мне дело – измена…» И это – тоже был ветер времени. Она и призывает смерть, и противостоит ей:
Я вечности не приемлю.
Зачем меня погребли? –
Я так не хотела в землю
С любимой моей земли.
И все же 31 августа 1941 года Марина добровольно ушла из жизни. Все сошлось на острие мгновения в этот день: любимые – муж, дочь, сестра – в тюрьме, в ссылке; отсутствие работы, денег, конфликты с сыном – подростком, жаждущим самоутверждения. Одаренный и не по годам развитый мальчик не хотел уезжать из Москвы, где имел круг друзей, и 1 сентября должен был пойти в захолустную школу осенне-слякотной Елабуги.
В письме Татьяне Кваниной в 1940 году Марина пишет: «…моя надоба от другого, Таня, его надоба во мне, моя нужность (и, если можно, необходимость)…» В сложившейся ситуации ее уход был жертвоприношением: она не могла дать сыну ничего; в посмертном письме – просьба к другим позаботиться о сыне – она знала, что так и будет.
Но был еще один важнейший момент. «Пока ты поэт, тебе гибели в стихии нет…», - пишет Марина в статье «Искусство при свете совести». Лидия Чуковская вспоминает, как в 1941 году Марина сказала ей, что уже давно не пишет стихи. Духовная смерть наступила раньше физической и ее подтолкнула.
|
Проблемы
корректуры в условиях новых информационных технологий
[Л.Хореева] Концепт
"душа" как основа русской ментальности: особенности
речевой реализации [Л.Буянова] Постмодернистский
дискурс как объект семиотического анализа[Е.Лучинская]
Ананасы
в шампанском [Н.Боровская]
Эстетика
авангарда: футуризм , экспрессионизм, дадаизм [Н.Сироткин]
"Приказ"
в авангардистской поэзии [Н.Сироткин]
"И упрямая челка на грудь упадет, прикоснувшись к душе..."
[Т.Борисова]
Интерактивное
хамство [Н.Смирнова]
"История
c Географией" [Т.Борисова]
Назар
Пидкова - украинский отец русских обэриутов [В.Панасюк]
"Я
гимны прежние пою..." [Е.Третьякова]
Петербург
Евгения Замятина [И.Роготнев]
"И
твоя раскосая улыбка…" [Т.Борисова]
Архетипические
образы славянской мифологии в романе Ф. М. Достоевского
"Преступление и наказание" [Е.Третьякова]
"Принцип
зеркала" в художественной системе В. Набокова [Ю.Зайцева]
Анализ
стихотворения Осипа Мандельштама "Грифельная ода" [Т.Борисова]
О
семиотике изобразительных средств [Т.Борисова]
Триада
"высокое искусство" - авангард - массовая культура"
в измерениях семиотики [Л.Чертов]
Абсурд
в измерениях семиотики [Т.Борисова]
Слово
в языке и образ в искусстве: сущностные и оценочные
преобразования [Е.Покровская]
Основные
предпосылки для построения методики анализа стихотворной
речи [Т.Шкуратова]
Средневековый
французский "Роман о розе". История и судьба [Н.Забабурова]
Культурологический
метод изучения публицистического дискурса [В.Хорольский]
Место
культуры и литературы Запада и Востока в цивилизации
XX века [2] [В.Хорольский]
Место
культуры и литературы Запада и Востока в цивилизации
XX века [1] [В.Хорольский]
Межнациональная
коммуникация: к мультикультурализму или от него? [Э.Куликова]
О
противоречиях в критическом суждении [Д.Пэн]
Мое
Завещание [Н.Мандельштам]
"Наука
страсти нежной..." [Н.Забабурова]
"Страшись
прелестницы опасной..." [Н.Забабурова]
Вертикаль
жизни Фаддея Зелинского [О.Лукьянченко]
«Прекраснее
быть невозможно» [Н.Забабурова]
Как
величавая луна... [Н.Забабурова]
И
речи резвые, живые ... [Н.Забабурова]
"Она
задумчивой красой очаровательней картины" [Н.Забабурова]
"Ее
минутное вниманье отрадой долго было мне...” [Н.Забабурова]
Придворных
витязей гроза [Н.Забабурова]
Круглый
стол без кавычек [Я.Симкин]
Литературные
портреты писателей Серебряного века [Д.Касьянова]
"Ангел
кроткий, безмятежный"? [Н.Забабурова]
Тебе,
высокое светило [Н.Забабурова]
"Умственные
затеи" донских парапушкинистов [Н.Забабурова]
Два
портрета с комментариями [А.Станько]
"И
воспомнил ваши взоры..." [Н.Забабурова]
"И
слезы, и любовь..." [Н.Забабурова]
Приключения
Пиркса, сначала кадета, потом командора и командира
нескольких кораблей, совершившего полёты на Луну, Меркурий,
Сатурн, Марс и созвездие Водолея [В.Моляков]
"И
легковерные мечты..." [Н.Забабурова]
"Зизи,
кристалл души моей..." [Н.Забабурова]
"Я
был свидетелем златой твоей весны..." [Н.Забабурова]
"За
Netty сердцем я летаю..." [Н.Забабурова]
"Цветы
последние..." [Н.Забабурова]
Могучей
страстью очарован [Н.Забабурова]
"Все
его дочери - прелесть" [Н.Забабурова]
Культура
и цивилизация на рубеже третьего тысячелетия [Г.Драч]
Диалог
о детективе [О.Лукьянченко, А.Хавчин]
"Милый
демон" [Н.Забабурова]
ЛГ
в Ростове! [Н.Старцева]
Властитель
дум и бездумье власти [О.Лукьянченко, А.Хавчин]
Культура
и медицина - сферы взаимовлияний [А.Шапошников]
"Явись,
возлюбленная тень..." [Н.Забабурова]
"Твоя
весна тиха, ясна..." [Н.Забабурова]
"Ты
рождена воспламенять воображение поэтов..." [Н.Забабурова]
"Елисавету
втайне пел..." [Н.Забабурова]
Древние
истоки культурного и интеллектуального развития народов
[В.Сабирова]
"Ночная
княгиня" [Н.Забабурова]
"Ее
минутное вниманье отрадой долго было мне..." [Н.Забабурова]
Русская
Терпсихора [Н.Забабурова]
Лабиринт
как категория набоковской игровой поэтики [А.Люксембург]
Мне
дорого любви моей мученье [Н.Забабурова]
Амбивалентность
как свойство набоковской игровой поэтики [А.Люксембург]
"Младая
роза" [Н.Забабурова]
Английская
проза Владимира Набокова [А.Люксембург]
Свет-Наташа
[Н.Забабурова]
Тень
русской ветки на мраморе руки [А.Люксембург]
Непостоянный
обожатель очаровательных актрис [Н.Забабурова]
"Подруга
возраста златого" [Н.Забабурова]
Пушкинский
юбилей в Ростове [А.Гарматин]
Ростовские
премьеры [И.Звездина]
Второе
пришествие комедии [Н.Ларина]
Неизданная
книга о Пушкине
"Так
суеверные приметы согласны с чувствами души..." [Н.Забабурова]
"К
привычкам бытия вновь чувствую любовь..." [Н.Забабурова]
Здравствуй,
Дон! [Н.Забабурова]
С
брегов воинственного Дона... [Н.Забабурова]
Об
африканских корнях А.С. Пушкина [Б.Безродный]
О
дне рождения Александра Сергеевича [Н.Забабурова]
Пушкин
в Ростове [И.Балашова]
Черная
речка [Н.Бусленко]
Один
вечер для души [Е.Капустина]
Первозданный
"Тихий Дон" [A.Скрипниченко]
Парад
прошел по полной программе [И.Звездина]
Всю
жизнь быть Джузеппе... [В.Концова]
Зритель
возвращается [И.Звездина]
Когда
вы в последний раз были в кукольном театре? [В.Концова]
|
|